Кредитная история (КИ) представляет собой досье на заемщика. В ней отражаются кредитные заявки, решения по ним, платежи и просрочки. На основе этих данных формируется персональный кредитный рейтинг, влияющий на решение банков и МФО при кредитовании. Иногда в КИ не отображается информация о займах, которые заемщик погасил. Почему так происходит — читайте в статье.
Могут ли кредиторы не вносить данные в КИ?
Кредиторы с лицензией Центрального банка России в течение трех рабочих дней с момента выдачи и обслуживания кредита обязаны предоставить данные об этом в бюро кредитных историй (БКИ). ЦБ РФ ведет реестр компаний, которые занимаются сбором, хранением и обработкой КИ. На сегодня зарегистрировано семь бюро.
Банки и МФО самостоятельно выбирают БКИ для сотрудничества. Если вы кредитовались в разных финансовых организациях, то КИ может быть «разбросана» по нескольким БКИ. Из-за этого данные о закрытом кредите не всегда отражаются в кредитном рейтинге нового банка.
Перечень БК, где есть ваша КИ, можно получить через Госуслуги, заполнив на портале форму «Запрос на предоставление сведений о бюро кредитных историй». На имейл и в личный кабинет после оформления услуги придет перечень организаций.
Отправить запрос можно через сайт Центробанка. При заполнении формы укажите код субъекта КИ — он содержится в кредитном договоре.
Офлайн способ — направить телеграмму в Центральный каталог кредитных историй. Укажите в ней имейл, на который придет ответ.
Почему заем не отображается в КИ?
Ситуация, когда информации о займе нет ни в одном БКИ, возникает редко. Она означает, что кредитор нарушил законодательство РФ намеренно, по ошибке или из-за технического сбоя программного обеспечения.
Еще одна причина, по которой КИ неполная, — вы оформили заем до 1 июля 2014 года. До этого банк передавал сведения в БКИ только с разрешения клиента. Если вы его не давали, тогда кредитная организация закон не нарушила.
Нельзя исключать и того, что вы заняли деньги не в легальной МФО, а у «черного кредитора». Такая организация работает без лицензии и незаконно предоставляет займы гражданам. С БКИ она не сотрудничает.
Что делать, если кредит не отразился в КИ?
Если заем не учтен в КИ, обратитесь к кредитору с заявлением о ее исправлении. Для начала позвоните на горячую линию. Есть вероятность, что проблему удастся решить по телефону. Возможно, придется лично посетить офис для подачи письменного заявления.
Или самостоятельно обратитесь в БКИ и предоставьте документы, подтверждающие оформление кредита и сведения по нему. Для проверки информации бюро отправит запрос в финансовую организацию, где был оформлен заем. При ее подтверждении оно внесет коррективы в течение 30 дней с момента обращения.
Важно: в корректировке КИ откажут, если вы обращались в нелегальную финансовую организацию.
Как обратиться в БКИ?
Если уверены, что банк не обращался в БКИ для исправления КИ, сделайте это самостоятельно одним из способов:
Посетите офис организации с паспортом и напишите заявление. БКИ предоставит отчет в тот же день.
Заполните онлайн-заявку на официальном сайте бюро. Авторизуйтесь на Госуслугах, чтобы подтвердить личность. Ожидайте ответа до трех дней.
Направьте телеграмму на адрес бюро. Укажите Ф. И. О., паспортные данные, имейл. Бюро вышлет ответ на указанный имейл в срок три дня.
Отправьте письмо в БКИ почтой. Предварительно заверьте письмо у нотариуса, иначе его не примут на рассмотрение. Бюро подготовит отчет по КИ за три дня, но скорость доставки будет зависеть от почты.
Согласно ч. 2 ст. 8 № 218-ФЗ, дважды в год отчет по КИ бюро предоставляют бесплатно. Следующие обращения — платные. Например, в «Национальном бюро кредитных историй» услуга стоит 600 руб.
Коротко: почему некоторые займы не отображаются в КИ?
Сведения о КИ могут находиться в нескольких кредитных бюро.
Кредитор намеренно или случайно сокрыл информацию о займе.
Оформили заем до 1 июля 2014 года.
Получили кредит в нелегальной организации.