Когда срочно нужны деньги, некоторые не хотят ждать и обращаются в МФО. Если испорчен кредитный рейтинг или низкая платежеспособность, банк откажет в выдаче денег, а в микрофинансовой компании на это могут не обратить внимание. Но большой недостаток МФО в том, что там высокие ставки по процентам — до 365% годовых и есть платные услуги, которые увеличивают переплату.
Объяснили, как отказаться от дополнительных платных услуг в МФО, чтобы не переплачивать.
Платные услуги МФО
В МФО действуют лимиты по процентам, не более 365% годовых. Например, если оформляете заем на 30 дней, ставка по процентам не будет более 1% в сутки. Из-за этих ограничений, которые установил ЦБ РФ, микрофинансовые компании стали навязывать клиентам платные дополнительные услуги.
Менеджеры стараются не говорить об этих услугах клиентам, но эти сведения прописаны в кредитном договоре мелким шрифтом. Например, в договоре займа указано, что в сумму кредита включена страховка жизни и здоровья. Если это не ипотечный заем и не автокредит, от такой услуги заемщик может легко отказаться. Предусмотрены и другие платные услуги МФО: проверка кредитного рейтинга, анализ банковской карты, комиссия за перевод денег.
Как узнать, что МФО навязывает платные услуги?
Информация об услугах прописана в кредитном договоре. Чтобы найти быстро эти сведения, ищите в таблице на первых страницах пункт, связанный с оплатой услуг, которые предлагают за дополнительную плату. Здесь же найдете стоимость или процент, а также порядок внесения платы.
До 2021 года МФО ставили напротив таких пунктов отметки о согласии. И заемщикам даже не нужно было подписывать отдельно этот пункт. Но 30 декабря 2021 года в ФЗ «О потребительском кредитовании» были внесены поправки и заемщик должен поставить подпись и галочку напротив дополнительных услуг. Если эту галочку не ставите, ничего не подписываете, значит, у вас нет и дополнительных услуг.
Какие услуги предлагает МФО за отдельную плату?
Чаще всего клиентам предлагают услугу страховки жизни и здоровья, а также проверку кредитного рейтинга за отдельную плату. Если берете в МФО кредит, смело отказывайтесь от страховки. Анализ кредитной истории компании тоже проводят, но запрос в БКИ делается бесплатно. Когда вам предлагают заплатить за анализ рейтинга, скажите, что сами сделаете запрос через портал Госуслуг. Но в год разрешается бесплатно подавать одну заявку, все последующие обращения будут стоить 400 руб.
Рассмотрим другие платные услуги, которые навязывают в МФО.
Анализ банковской карты. Некоторые менеджеры при рассмотрении заявки ссылаются на то, что нужно оплатить анализ банковской карты. Делается это якобы для того, чтобы убедиться в том, что «пластик» принадлежит вам. На практике за такую проверку платить ничего не нужно, а сделать анализ карты можно бесплатно. Для этого свяжитесь с консультантом вашего банка.
Комиссия за перевод. Кредитные компании не должны начислять никаких комиссий за свой перевод. Перечисляют деньги на карту или электронный кошелек, значения не имеет. Если МФО предупреждает о том, что при переводе денег будет комиссия, лучше поискать другого кредитора.
Комиссия за досрочное погашение. Если рассчитаетесь раньше срока, банки и МФО не могут назначить штраф. Даже если такой пункт есть в договоре, он противоречит законодательству. ЦБ РФ запретил взимать комиссию кредитным компаниям с заемщиков за досрочное погашение.
Подписка на сервисы. Если отказываетесь от страховки жизни и здоровья, менеджеры предлагают оформить платные подписки. Например, предлагают за отдельную плату юридическую помощь и консультацию. Ссылаются на то, что в случае отказа, вам также отклонят заявку на заем. При таком раскладе лучше всего найти другого кредитора.
Как отказаться от платной страховки?
Лучше всего приехать в офис в МФО и еще раз проверить кредитный договор на наличие дополнительных услуг. На деле многие подписывают соглашение с микрофинансовой компанией онлайн, чтобы в течение часа-двух получить зачисление на карту. Мало кто читает, что написано мелким шрифтом, поэтому просто ставят галочки и подписывают пункт о дополнительных платных услугах.
Даже если вы уже подписали договор и получили деньги, у вас будет две недели, чтобы отказаться от навязанных услуг. Но все равно придется заплатить за тот период, пока платная услуга была подключена.
Для отказа от страховки жизни и здоровья, сделайте следующее.
Посмотрите в договоре название компании, которая оказывает дополнительную услугу в виде страховки. У этой организации будет другое юридическое лицо.
Найдите сайт этой компании и напишите обращение по почте по указанным контактам. Или позвоните по телефону, чтобы узнать точную процедуру отказа.
Попросите бланк заполнения заявления на отказ от страховки жизни и здоровья.
Заполните все сведения, проверьте поля и укажите реквизиты счета для возврата денег.
Заявление об отказе услуг лучше всего распечатать и отправить заказным письмом через отделение Почты России в головной офис этой компании. У страховой компании будет семь дней, чтобы аннулировать страховку и вернуть деньги. Если в течение этих семи дней деньги никто не вернул, обращайтесь в суд, которой встанет на вашу сторону. Обычно до суда не доходит, страховые организации возвращают деньги клиентам.